Чем интересна статья: автор делится опытом организации семинаров по финансовой грамотности, объясняет, как выйти на целевую аудиторию, какой формат мероприятий и темы для выступлений наиболее приемлемы, рассказывает, какую пользу от таких семинаров получает кооператив
Статья подготовлена в рамках работы Комитета по защите прав пайщиков КПК, созданного в рамках реализации стратегического плана развития кредитной кооперации на 2019-2022 гг.
Хоть раз в жизни каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда пайщик делился историей, в которой он перечислил средства на счета мошенников, продиктовал по телефону свои персональные данные третьим лицам или испытывал трудности с планированием бюджета. Собирая в кучу эти истории и одновременно осознавая острую нехватку знаний в области финансового просвещения, идея проведения семинаров лежала на поверхности.
Хочу поделиться собственным опытом, с чего мы начинали проведение семинаров, как выходили на целевую аудиторию, какую актуальную тему удалось прощупать и что получит каждый из вас, если начнет проводить семинары прямо сейчас.
После прохождения обучения в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в российской федерации» в 2018 годумы вместе с руководством КПК задумались о проведении мероприятий для пайщиков кооператива: продумали формат и определились с темами, которые в той или иной степени будут интересны для любой категории граждан. Важно отметить, что до этого момента в городе не проходили подобные мероприятия, поэтому мы были своего рода первооткрывателями.
В первую очередь, мы связались с региональным руководителем Национального Центра финансовой грамотности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и узнали, что в городе есть еще один консультант по финансовой грамотности, член правления Ленинградской торгово-промышленной палаты и известный предприниматель Киришского района, с которым впоследствии провели пять совместных мероприятий. На мой взгляд, это отличная идея для старта, потому что таким образом с вами не только поделятся опытом, но и за счет нового знакомства удастся привлечь новых людей в кооператив.
Первые семинары проводились для пайщиков кооператива. Информацию о предстоящих семинарах они получали через телефонные звонки и публикации в официальной группе кооператива Вконтакте. Затем для большего обхвата приняли решение отправлять персональные электронные приглашения в адрес школ города, детских садов и системообразующих предприятий.
Чуть позже в рамках недели по финансовой грамотности меня пригласили провести семинар на тему финансового мошенничества в Администрацию города для членов Общественной палаты. Одного из них заинтересовала идея проведения мероприятий для жителей города, и он предложил свою помощь в поиске площадки и самой аудитории. Спустя некоторое время нас пригласили выступить для персонала Киришского комплексного центра социального обслуживания населения, которые оказывают социальные услуги гражданам пожилого возраста. Тема финансового мошенничества настолько заинтересовала руководство, что они предложили раз в месяц выступать перед пенсионерами, которые заезжают в центр на лечение.
По результатами исследования НАФИ (опубликованы в мае 2020 г.) низкий уровень финансовой грамотности характерен для неработающих (студентов и, особенно, пенсионеров), людей, не пользующихся финансовыми продуктами, многодетных семей, сельских жителей и жителей малых городов.
При этом самооценка финансовой грамотности не всегда совпадает с Индексом финграмотности. Особенно часто это несовпадение проявляется в старших возрастных группах: россияне после 55 лет чаще других уверены в своей способности грамотно распоряжаться деньгами, хотя их Индекс финансовой грамотности существенно ниже, чем у среднего возраста. Такая самоуверенность создает определенные риски для людей старшего возраста. Вероятность стать жертвой мошенничества в этой группе выше.
Таким образом, нам удалось выйти на свою целевую аудиторию, а именно, людей преклонного возраста, которые, по моему мнению, больше всех нуждаются в помощи.
Только лишь за прошлый год мы обучили 210 человек в городе Кириши и Киришском районе. Наибольшее количество обученных составили пенсионеры (от 56 лет и старше) – 57%. На втором месте – взрослая категория граждан (от 30 до 55 лет включительно) — 24%. Третье место заняла молодежь (от 18 до 29 лет включительно) – 19 %.
В общей сложности, за этой период провели 12 мероприятий различного формата:
Когда только задумались о проекте по финансовому просвещению, стал вопрос о том, какие необходимо освящать темы для взрослой аудитории. Мы понимали, что темы должны быть не только интересными и познавательными, но обязаны затрагивать вопросы и проблемы, востребованные в текущее время в обществе.
И мы остановились на следующих темах:
Из всех вышеперечисленных, тема «финансовое мошенничество» получила особый интерес со стороны аудитории. И, на мой взгляд, это вполне очевидно.
Когда приступала к сбору информации для презентаций, я использовала разные источники. Сейчас на сайте Лиги кредитных союзов в «Полезные ссылки» вы сможете найти раздел «Финансовая грамотность», где в одном месте опубликованы ссылки на открытые ресурсы по финансовой грамотности. Заходите на сайт и используйте информацию в своих выступлениях.
Как и любой очный семинар, он походит на современный урок, на протяжении которого идет не просто повествование, но и диалог с аудиторией. Для удобства тему разбили на несколько глав, и после каждой главы давали возможность задать вопросы аудитории или сделать краткий итог для закрепления материла. Этот принцип следует применять при любом выступлении.
По продолжительности семинар длится один час. Этого времени достаточно, чтобы раскрыть тему выступления и ответить на вопросы из зала. Также вы должны учитывать, что кто-то из аудитории захочет получить индивидуальную консультацию, что растянет выступление, поэтому смело можете закладывать на семинар полтора часа.
Принимая во внимание, что есть несколько типов восприятия (визуалы и аудиалы, кинестеты и дигиталы), помимо устной информации необходимо дополнительно транслировать выступление на проекторе в виде презентации и обеспечить раздаточным материалом-памяткой, который останется у каждого из аудитории.
Как только начала проводить семинары, я поставила перед собой гуманную цель: поделиться важной и актуальной информацией с пайщиками кооператива и впоследствии с остальным населением города.
Но если говорить о плюсах для кооператива, то можно выделить следующее:
Регулятор временно не будет наказывать за нарушение сроков, порядка составления и сдачи некоторых отчетов
Регулятор предлагает делать это не менее чем за 15 календарных дней до начала действия изменений
Государство планирует возместить кредиторам 50% недополученного дохода по процентам
Банк России предостерег кредиторов от действий, которые создают условия для нарушения прав заемщика
Банк России порекомендовал рассматривать обращения на основании тех документов, которые есть в наличии у человека,…
Организации вправе сделать это без обращения наследников
This website uses cookies.