Как пайщикам пережить кризис
В прошлом году в рамках реализации Стратегии развития кредитной кооперации России на 2019 – 2022 гг. появился комитет по финансовой грамотности и защите прав пайщиков КПК. Мы начали с проведения вебинара «Что такое кредитный потребительский кооператив», который провели для пайщиков и всех заинтересованных лиц. Запись вебинара доступна по ссылке.
Мы открыли на сайте Лиги кредитных союзов специальный раздел «Финансовая грамотность», на страницах журнала «Вопросы кредитной кооперации» планируем запустить постоянную рубрику, посвященную финансовому просвещению.
Сейчас тяжело всем: и пайщикам, и наемным работникам, и руководителям КПК. Несмотря на то, что руководители кредитных кооперативов решают срочные задачи по выживанию и спасению своих организаций, мы решили не отказываться от своих планов и рассказать о том, чем сейчас можно помочь своим пайщикам.
Не предпринимать срочных непродуманных решений. Не паниковать
Пайщики, которые обратятся в эти дни в кредитный кооператив, могут это сделать по нескольким причинам:
- Обращение было запланировано заранее и не связано с текущей ситуацией (например, закончился срок, на который были внесены личные сбережения).
- Пайщик попал в сложную финансовую ситуацию, связанную с потерей работы, снижением доходов. Это могут быть нынешние и потенциальные заемщики, а также сберегатели. Тут кредитному кооперативу нужно проявить максимальный такт и учесть все обстоятельства.
- Пайщики-сберегатели, которые находятся в состоянии паники и стремятся досрочно забрать свои сбережения. Здесь можно дать дополнительные разъяснения о недостатках досрочного расторжения договора, указать пайщику на убытки, связанные с этим, ну и не забывать об установленных сроках.
Во всех этих ситуациях сотрудникам кооператива необходимо сохранять спокойствие и стремиться успокоить пайщиков (особенно из третьей группы). Каждое обращение требует индивидуального подхода.
Кредитный кооператив всегда готов пойти навстречу своим пайщикам, но это должно быть в разумных пределах, без угрозы нарушения финансовой стабильности самого кооператива. Не стремитесь удовлетворить все требования моментально.
Кредитный кооператив – это объединение пайщиков. Если решения будут приняты в пользу одной категории пайщиков, то пострадают другие. Это очень важно разъяснять людям.
Сократить расходы, если денег перестало хватать
Можно дать пайщикам несколько советов для сокращения личных расходов:
- Чтобы немного оптимизировать траты, надо понять, куда вообще уходят деньги. Классический способ — таблица для учета расходов и доходов. Такую таблицу можно составить самому или воспользоваться готовыми решениями. Полезная статья по теме – здесь: https://journal.tinkoff.ru/spreadsheet/.
- Всегда пользуйтесь списком для покупки продуктов. Это справедливо не только для похода по магазинам, но и для оформления заказа с доставкой. Старайтесь не попадаться на уловки продавца и покупать только то, что действительно нужно.
- Постарайтесь минимизировать заказы готовой еды. Самостоятельно готовить дома всегда дешевле. Как только откроются рестораны и развлекательные заведения, не бросайтесь сразу наверстать то, чего вы были лишены во время самоизоляции. В противном случае значительные траты нанесут ущерб вашему бюджету.
- Если сейчас появилось свободное время, то это хороший момент, чтобы оформить налоговый вычет, если в предыдущие три года (2017, 2018, 2019) вы оплачивали обучение, лечение, покупали квартиру, вносили средства на финансирование будущей пенсии, занимались инвестированием или благотворительностью.
Создавать финансовую подушку безопасности даже в кризис
Консультанты по финансовой грамотности всегда говорят о необходимости формировать финансовую подушку безопасности. На практике оказывается, что только меньшинство населения имеют такую подушку безопасности в достаточном размере.
Ситуация на рынке труда меняется в условиях эпидемиологического кризиса. Несмотря на то, что еще в начале марта большинство работающих россиян считали потерю работы маловероятной, сегодня многие чувствуют себя незащищенными. По оценкам почти половины граждан, в случае потери основного источника дохода они смогут оплачивать все необходимые расходы в течение месяца. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.
В начале марта 2020 года большинство работающих россиян придерживались оптимистичных взглядов на сохранение зарплаты и трудоустройства. 39% считали, что потеря работы практически невозможна (рост на 8 п.п. с 2018 года), 49% – что потеря работы возможна, но маловероятна (сокращение на 14 п.п. с 2018 года). Только 6% работающих россиян допускали, что могут лишиться работы в ближайшие полгода.
«Если Ваша семья потеряет основной источник дохода, как долго Вы сможете оплачивать все необходимые расходы, не занимая денег?», в % от работающих россиян
% от работающих россиян | |
Меньше месяца | 42 |
Не меньше месяца, но меньше трех месяцев | 26 |
Не меньше трех месяцев, но меньше полугода | 10 |
Полгода и более | 10 |
Затрудняюсь ответить, отказ от ответа | 12 |
В каком размере должна быть подушка безопасности в каждой семье? Это зависит от ежемесячных стандартных трат семьи. Минимальная подушка безопасности должна обеспечить жизнь семьи в течение 3 месяцев (желательно не менее 6 месяцев). Исходим из того, что в течение этого периода члены семьи, потерявшие работу, найдут новую.
Пример:
Ежемесячные расходы семьи – 80 тыс. руб.
Подушка безопасности – 80 х 3 = 240 тыс. руб.
Эти средства должны иметь максимальную ликвидность. Они должны быть зарезервированы на «чёрный день», т.е. эти деньги нельзя потратить на отпуск, на холодильник, на машину, на обучение.
На подушку безопасности, как и на остальные финансовые цели, нужно откладывать деньги регулярно. Есть очень простые способы для этого. Например, взять себе за правило, что с каждого поступления средств 10% (или 5%, или меньше) откладываем на подушку безопасности, а при ее достаточности, на другие финансовые цели.
Финансовое просвещение онлайн
Недавно мы разместили на сайте Лиги план мероприятий по финансовой грамотности. Теперь ближайшие из этих мероприятий или отменены, или поменяли свой формат на удаленный. Таким образом, эти мероприятия стали более доступны не только для волонтёров финансового просвещения, но и для населения. Вы можете посоветовать своим пайщикам посмотреть записи тематических вебинаров прямо из дома.
Например, Ассоциация Развития Финансовой Грамотности с 24 по 27 марта 2020 года провела Первую цифровую неделю финансовой грамотности. Слушатели из всех регионов России, а также из стран СНГ, приняли участие в вебинарах цифровой недели. На сайте проекта было зарегистрировано более 6000 точек подключений, в том числе и коллективных. Пользователи активно общались со спикерами в онлайн-чатах вебинаров. Всего вебинары посмотрели более 12 000 зрителей.
Слушатели ознакомились с докладами о базовых понятиях финансовой и цифровой грамотности, волонтёрстве и лидерстве в волонтёрской сфере, государственной финансовой поддержки субъектов МСП, финансовом и телефонном мошенничестве, об основах успешного ведения переговоров с партнёрами, инвестировании через ИИС и о других актуальных темах финансового просвещения.
Все лекции поделены по блокам для различных аудиторий. Посмотреть записи вебинаров можно YouTube-канале АРФГ.
«Ничего не покупать, всё доедать, получать образование»
В 1998 году, когда был один из экономических кризисов, моя знакомая провозгласила такой лозунг:
«Ничего не покупать (не предпринимать срочных непродуманных решений), всё доедать (разумная экономия) и получать образование (оптимизм и вечные ценности).
Я не перестаю удивляться адекватности этих советов. В это непростое время желаю всем нам здоровья, разумности, человечности и оптимизма.
______________________
* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале-марте 2020 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 50 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.