Госдума

Законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» внесен в Госдуму

В пятницу 14 ноября группа депутатов (В.Бурыкина, Б.С.Кашин, А.Г.Аксаков, М.А.Мукабенова, Р.К.Тихонов) внесла в Госдуму законопроект «О саморегулируемых организациях (СРО) в сфере финансовых рынков».

В пояснительной записке говорится, что цель законопроекта — повысить роль саморегулирования в деятельности участников финансового рынка и повысить эффективностиьвзаимодействия СРО с регулятором.

Законопроект содержит важные изменения, меняющие действующие механизмы саморегулирования на финансовом рынке. Среди них:

  1. Обязательность участия в СРО при наличии СРО на соответствующем сегменте рынка. Законопроект допускает создание до двух СРО одного вида, устанавливая минимальный порог количества участников в 34% от общего количества участников рынка, осуществляющих соответствующий вид деятельности.
  1. Базовый стандарты. СРО обязана осуществлять разработку базовых стандартов СРО, перечень которых установлен Банком России для данного вида СРО. При наличии нескольких СРО в сегменте базовые стандарты должны быть согласованы между такими СРО
  1. Внутренние стандарты. СРО вправе утвердить внутренние, устанавливающие дополнительные требования к осуществлению соответствующего вида деятельности. Внутренние стандарты регистрируются в Банке России и обязательны для выполнения членами конкретной СРО.
  1. Требования к СРО. Предоставление статуса СРО вновь создаваемым профессиональным объединениям, а также передача СРО дополнительных полномочий по регулированию и надзору осуществляется при условии согласования Банком России сметы, отражающей возможность осуществления саморегулируемой организацией своих функций. Также установлены квалификационные требования и требования к деловой репутации руководства СРО.
  1. Передача полномочий Банка России СРО. Законопроект предусматривает возможность передачи Банком России по инициативе СРО следующих полномочий:
  • дистанционный/инспекционный надзор за соблюдением требований законодательства и нормативных актов Банка России (в объеме, определяемом Банком России для СРО по конкретному виду деятельности);
  • сбор обязательной отчетности участников рынка для ее первичной обработки и последующего направления в Банк России;
  • проведение аттестации руководителей и персонала участников рынка.
  1. Льготный порядок для действующих профессиональных объединений. Для профессиональных объединений, функционирующих не менее двух лет на момент вступления в силу законопроекта, предусмотрен льготный порядок получения статуса СРО. В отношении таких организаций не устанавливается требование о представлении в Банк России сметы, на основании которой осуществляется их функционирование, а требования в отношении 34% порога участия, квалификации руководителей и наличия разработанных базовых стандартов начинают действовать спустя полтора года.
    К СРО кредитных потребительских кооперативов Банк России может предъявить требования в части исполнения норм закона не ранее чем по истечении 180 дней со дня вступления закона в силу.
  1. Роль Банка России. Законопроектом за Банком России закрепляются функции по надзору за деятельностью СРО (дистанционный и инспекционный надзор) с возможным применением санкций в виде наложения штрафов и направления требования о замене руководства СРО, а также отзыва статуса СРО.
  1. Совет СРО. Законопроектом предусмотрено создание Совета СРО из числа руководителей СРО в целях координации интересов СРО и их представительства в Банке России.

Справка: Для проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) законопроект  «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» впервые был опубликован Минфином России в конце 2013 г. на едином портале раскрытия информации о подготовке нормативно-правовых актов. После нескольких месяцев общественного обсуждения и внесения изменений законопроект направили в Минэкономразвития. В марте 2014 г. ведомство представило свою оценку, посчитав, что проект необходимо доработать с учетом представленных замечаний.