Как КПК работать с ФССП
В каждом кредитном кооперативе есть отдел или специально закрепленный человек по взысканию кредиторской задолженности в пользу КПК. При этом не всякую задолженность удается взыскать с помощью call-центра либо группы выездного взыскания. Часть задолженности неминуемо приходится возвращать в судебном порядке. Принудительным исполнением судебных актов в России занимается исключительно Федеральная служба судебных приставов. Таким образом, кооператив неминуемо взаимодействует с территориальными отделами судебных приставов, выступая в роли взыскателя по исполнительным производствам. Поэтому очень важно найти способы эффективного взаимодействия с ними.
Причины неудач
Очевидно, что основные цели служебной деятельности судебного пристава-исполнителя и взыскателя совпадают. Судебные приставы-исполнители обязаны принимать меры по своевременному и полному удовлетворению требований исполнительного документа, в этом и заключается главный смысл их деятельности. В свою очередь, взыскатель также заинтересован в скорейшем возврате своих денежных средств. Почему тогда возникают проблемы при взаимодействии приставов и взыскателей? Почему исполнительные производства лежат длительное время без движения, и судебные приставы-исполнители проявляют к ним мало интереса?
Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, необходимо знать проблемы службы судебных приставов.
Основной проблемой у службы судебных приставов является постоянно увеличивающаяся служебная нагрузка. Так, в 2014 году на исполнение в службе судебных приставов находился 61 млн исполнительных документов[1] на 24 000 судебных приставов-исполнителей. Если так дело пойдет дальше, то количество исполнительных документов по количеству сравняется с количеством населения в России (140 млн человек).
Второй проблемой я бы назвал достаточно высокую текучесть кадров, а именно судебных приставов-исполнителей. Судебный пристав-исполнитель, проработавший 3 – 5 лет, считается уже старожилом. И когда высокая служебная нагрузка умножается на неопытность сотрудников, это, безусловно, еще больше усугубляет ситуацию.
Откроем маленький секрет. Деятельность судебных приставов-исполнителей оценивается руководством ФССП России по так называемым плановым и прогнозным показателям, одним из которых является отношение исполненных судебных актов к общему количеству находящихся на исполнении исполнительных производств. В 2014 году данный показатель установлен в размере 47%, реальный – 40,1%[2]. Из практики скажу, что данный показатель очень тяжело выполняется по всей Россией. Причин тому много и, в том числе, из-за большого количества пустых исполнительных документов, т. е. в отношении должников, у которых нет ни денежных средств, ни имущества, и которое вряд ли когда-нибудь у них появится в обозримом будущем.
Вот в связи с этим территориальный отдел заинтересован в реальном и эффективном взаимодействии со взыскателем, которое лучше всего построить на плановой основе (составляются и реализовываются совместные планы действий).
Взыскатель выгодно отличается от государственных органов по взысканию задолженностей (налоговые органы, пенсионный фонд, фонд социального страхования и т. д.) тем, что оно не обращается в суд за выдачей судебных приказов на всех подряд без какой-либо предварительной проверки и анализа информации о финансовом положении должника. Ведь известны случаи предъявления вышеуказанными органами исполнительных документов на взыскание 1 рубля и менее. Из года в год пенсионный фонд предъявляет исполнительные документы в отношении одних и тех же отсутствующих должников, т. к. отсутствует процедура списания безнадежных долгов. Нередки случаи предъявления органами судебных приказов в отношении людей, которые давно умерли, либо их местонахождение неизвестно.
Кроме того, взыскатель к тому моменту, когда возбуждается исполнительное производство, работал с должником и имеет ценную информацию о нем и его имуществе, которая позволяет взыскать задолженность намного быстрей, чем в обычных случаях.
Практические советы
Причины эти понятны, но взыскателю сложно на них повлиять ввиду отсутствия у них рычагов воздействия на эти причины. Взыскатель не может снизить служебную нагрузку на судебных приставов и укомплектовать их профессиональными кадрами. Какие практические советы можно дать по улучшению взаимодействия и повышения эффективности взыскания?
Установите контакт. Первое, с чего надо начать – это установление контакта с конкретными людьми. Не надо стесняться, надо напроситься на прием к старшему судебному приставу. Безусловно, к беседе надо прийти подготовленным, как минимум, имея на руках цифровые показатели – сколько ваших исполнительных производств и на какую сумму находятся на исполнении в данном конкретном отделе. На прием также желательно взять с собой своего сотрудника, который непосредственно будет взаимодействовать с данным территориальным отделом. В ходе беседы необходимо обозначить совместные цели, имеющиеся проблемы и спрогнозировать развитие ситуации. В конце беседы в обязательном порядке внести свои конкретные предложения по улучшению взаимодействия. Самый эффективный исход – добиться закрепления в территориальном отделе судебных приставов конкретного сотрудника для взаимодействия с вашим КПК (например, заместитель старшего судебного пристава).
Оказывайте содействие. Также одним из способов повышения эффективности взаимодействия является оказание содействия в исполнении требований исполнительного документа. Судебные приставы-исполнители никогда не отказываются от технической помощи. Это может быть автотранспорт для перевозки имущества, понятые (очень актуально при работе с должниками физическими лицами), предоставление мест для хранения арестованного имущества. Правовой основой для оказания такого содействия является п. 4 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» (судебный пристав-исполнитель вправе давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах) и ч. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» (судебный пристав-исполнитель вправе использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника).
Инициируйте совместные рейды. Наиболее частой формой взаимодействия являются совместные рейды на участке судебного пристава-исполнителя. Происходит это следующим образом. Сотрудник кредитного кооператива (как взыскатель) и судебный пристав-исполнитель выходят на участок в целях описи, ареста и изъятия имущества должников. Правовой основой для участия взыскателя в таких рейдах является выданная ему доверенность (как взыскателю). Взыскатель, в соответствии со ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве», имеет право принимать участие в совершении любых исполнительных действий. Следует отметить, что арест имущества всегда был и остается самой эффективной мерой воздействия на должника, и поэтому на арест имущества необходимо обращать внимание в первую очередь. Ограничение выезда, штрафы, все это замечательно и эти меры тоже надо использовать, но самой эффективной мерой я все-таки назвал бы арест имущества должника.
Заботьтесь о компетентности своих сотрудников. Прежде всего ваши сотрудники должны быть компетентны в области исполнительного производства в необходимых для работы взыскателя объемах. Неплохо, если у вас имеется полезная тематическая библиотечка, где есть методические рекомендации, судебная практика. Это позволяет быстро обучать новых сотрудников, и что немаловажно, помогать судебному приставу-исполнителю в принятии правильных решений (как писалось выше неопытность – один из бичей службы судебных приставов исполнителей).
Также необходимо периодически проводить совместный анализ взаимодействия территориального отдела, устанавливать причины и принимать меры по устранению (уменьшению влияния) причин. И как можно больше конкретики в своей деятельности, все должно выражаться в конкретных и понятных действиях, производиться в установленные сроки конкретными исполнителями.
Конечно, формы взаимодействия меняются в зависимости от категории взыскиваемых сумм. Если это взыскание долгов ЖКХ, то это один алгоритм, если это взыскание с крупного должника-организации и исполнение находится в межрайонном отделе по особым исполнительным производствам, то это уже другой алгоритм. Но в любом случае только целенаправленная и системная совместная деятельность принесет успех как судебным приставам-исполнителям, так и взыскателю. Если все правильно делать, то успех неизбежен, т. к. как уже писалось выше, у взыскателя и у судебного пристава-исполнителя одинаковые служебные цели – фактическое исполнение требований исполнительного документа.
PR-сопровождение
Важной проблемой в исполнительном производстве является не отсутствие необходимых полномочий, а низкая мотивация конкретных приставов-исполнителей.
В этой связи предлагаю рассмотреть нестандартный способ мотивации приставов с помощью PR-сопровождения исполнительного производства.
Основная идея этого нового подхода проста: замена обычных юридических жалоб (старшему и главному приставу, прокурорам, президенту РФ и т. д.) на уведомление о возможности PR-сопровождения хода исполнительного производства с фиксацией недостатков, которые могут иметь место.
Сразу отмечу, что PR-сопровождение вполне может помочь самим приставам-исполнителям обосновать для руководства, почему они наиболее активно начали работать по каким-то конкретным исполнительным листам. Кроме того, вынужденно появляющиеся в рамках информационного сопровождения тексты (пресс-релизы и т. д.) могут дополнительно демонстрировать неизбежность неблагоприятных последствий для должников, которые по каким-то причинам, в том числе иногда коррупционным, стали надеяться на неосуществление исполнительных действий.
Для наглядности проиллюстрируем пример такого PR-воздействия. Имеется исполнительное производство на взыскание крупной суммы, у должника есть имущество, но исполнение сильно затягивается.
Взыскателем принимается решение отправить приставам не обычную жалобу, а уведомление в пресс-службу Управления ФССП соответствующего субъекта о том, что взыскателем планируется освещение процесса взыскания по такому непростому исполнительному производству в средствах массовой информации.
Для того чтобы избежать дачи необоснованных негативных оценок, службе судебных приставов при странном стечении обстоятельств – должник и имущество есть, а взысканий нет, взыскатель просит сообщить о контактных данных лица, который будет ответственен за освещение процесса взыскания по данному исполнительному производству в средствах массовой информации.
Полученное приставами уведомление простимулировало службу судебных приставов оперативно решить вопросы по данному исполнительному производству так, что освещение процедуры взыскания по нему в средствах массовой информации не потребовалось.
Контроль внутри КПК
Взыскание задолженности в исполнительном производстве – процесс сложный и длительный, в связи с чем всегда актуален вопрос эффективного контроля и учета за этим процессом.
Бумажные документы, как показала практика, удобней всего хранить в накопительных делах по территориальным отделам судебных приставов в алфавитном порядке.
В том случае, если количество должников не более 10 – 20, то автоматизировать процесс не имеет смысла, достаточно будет и таблицы Microsoft Excel.
Если же количество должников значительно больше, то без автоматизации есть риск, что много времени сотрудники будут тратить на поиск необходимого документа (исполнительное производство – письменный процесс), а также информацию о том, на какой стадии находится в настоящее время исполнительное производство.
Заказывать разработку дорогостоящего программного продукта на все случаи жизни, на мой взгляд, непростительные траты. Для наших задач вполне подойдет Microsoft Access, который поможет создать базу данных даже на 60 000 исполнительных производств.
Что можно учитывать таким образом:
- Все исполнительные документы, движения по ним, частичное взыскание, комментарии, информацию об окончании исполнительного производства и т. д.
- Документы слияния позволяют нам автоматизировать процесс составления типовых документов – заявление о возбуждении исполнительного производства, запросы о ходе исполнительного производства, жалобы и т. д.
- Контроль за сроками в исполнительном производстве – база отслеживает и выдает отчеты об истечении тех или иных сроков (например, срок ответа по жалобе).
- Составлять любые отчеты по исполнительным производствам, находящимся в работе (например, отобрать все производства, находящиеся в конкретном отделе судебных приставов, у конкретного сотрудника и т. д.).
- Учет результатов работы сотрудников – сколько взыскано и т. д.
Окончательное решение о том, как лучше вести учет – это внутреннее дело компании, главное, чтобы это было удобно и не требовало больших затрат.
[1] Источник: официальный сайт ФССП России http://fssprus.ru/statistics/
[2] Официальный сайт ФССП России http://fssprus.ru/2117672/