В Центробанке появится департамент по микрофинансированию
В Центробанке будет создан новый департамент, который станет осуществлять контроль за микрофинансовыми организациями (МФО). Новое структурное подразделение появится в рамках создания мегарегулятора на базе Центробанка. Потребность в новом департаменте источник объяснил тем, что сейчас Федеральная служба по финансовым рынкам не справляется с функцией контроля за МФО. Присоединение службы к ЦБ и создание нового «микрофинансового» департамента должно решить эту проблему.
По словам источника в Банке России, департамент по микрофинансированию может появиться на втором этапе создания мегарегулятора. В соответствии с концепцией его формирования ФСФР полностью растворится в Банке России. Служба будет интегрирована в ЦБ в два этапа. На первой стадии, которая займет шесть месяцев, ФСФР будет присоединена к Банку России.
Второй этап подразумевает уже реформу структурных подразделений Банка России — она продлится до 2016 года. По сведениям источника, пока не решено, как именно будут преобразованы департаменты банковского регулирования и банковского надзора ЦБ с учетом присоединенной ФСФР. Инспектирование всех финансовых организаций будет полномочием существующих подразделений ЦБ, которые предполагается усилить территориальными специалистами ФСФР; эти подразделения планируется оставить в прямом подчинении председателя Банка России. В рамках второго этапа регулятор обрастет новыми подразделениями, среди которых будет и микрофинансовый департамент, отметил источник.
Создание департамента по микрофинансированию необходимо потому, что ФСФР принципиально не справляется с задачей осуществления контроля за МФО.
― Их уже вдвое-втрое больше, чем банков. И это только официальные данные (по состоянию на ноябрь 2012 года на рынке работает 944 кредитные организации, в то же время в госреестр микрофинансовых компаний входит 2438 МФО. ― «Известия»). С учетом микрофинансистов, работающих в тени, игроков еще больше. За ними нужен контроль.
По мнению источника, если «объединить усилия ФСФР и ЦБ, то проблема осуществления контроля за МФО будет решена».
Как пояснили в ФСФР, рынок МФО в течение 2010-2012 годов рос быстрыми темпами. И, конечно, ей не хватает численности для надзора и контроля а этой сфере – при передаче службе этих функций дополнительная численность выделена не была, рассказали в ФСФР. Однако, это не означает, что служба отстранилась от выполнения своих задач — в 2012 году было проведено более 250 проверок и направлено более 1300 предписаний о нарушениях законодательства. Кроме того, уже подготовлены законопроекты, предусматривающие меры по совершенствованию механизма защиты прав клиентов МФО и повышение эффективности госконтроля в этом секторе рынка.
— Федеральная служба по финансовым рынкам более чем достойно справляется в настоящий момент со своими функциями, ― парирует главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. ― В дальнейшем при еще более стремительном росте рынка МФО у регулятора, независимо от того, ФСФР это будет или ЦБ, могут возникнуть некоторые трудности с контролем разрастающейся отрасли. Но данную проблему необходимо решать, меняя не регулятора, а инструменты регулирования.
Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, который знает о существовании такой идеи, поддерживает создание в ЦБ департамента по микрофинансированию, поскольку уже сейчас наблюдается тенденция «бесконтрольного поведения» как банков, так и МФО на рынке. Аксаков говорит, что ряд кредитных организаций создают собственные МФО, с тем чтобы присутствовать на кредитном рынке, при этом избегая жесткого контроля со стороны ЦБ.
В свою очередь, президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаил Мамута считает, что создание отдельного департамента по микрофинансированию в ЦБ ― это вопрос второстепенный.
― Главное ― не статус подразделения, а то, как будет организован надзор в рамках проведения финансовой реформы.
Он считает, что количество МФО, представленных на рынке, в настоящее время не должно вызывать серьезных опасений и являться причиной создания отдельного структурного подразделения в ЦБ.
На рынке МФО в настоящий момент действительно присутствует довольно много компаний, ― говорит Бахвалов.― Однако парадокс заключается в том, что для большинства компаний, официально зарегистрированных в реестре МФО, та самая микрофинансовая деятельность не является исключительной. Способствовать регулированию рынка МФО могло бы введение запрета на дополнительные виды деятельности, не связанные с микрофинансированием, установление минимальной величины уставного капитала, невозможность применения МФО упрощенной системы налогообложения, введение обязательного аудита и обязательной системы резервирования по российским стандартам учета.
Не смотря на то, что в реестре ФСФР насчитывается более 2,4 тыс. МФО, лишь 5-6 крупных игроков контролируют более 50% рынка. ФСРФ активно сотрудничает с крупнейшими МФО, соответственно контроль подавляющей части рынка, безусловно, осуществляет, указала гендиректор «МигКредит» Лора Файнзильберг.
Гендиректор компании «Микро Капитал Руссия» Юлиан Лазовский, говоря об инициативе, провел параллель с опытом создания небанковских депозитных кредитных организаций (НДКО), имеющих одинаковые с МФО права, но регулируемые ЦБ.
— Для выполнения всех требований регулятора НДКО необходимо вдвое больше сотрудников в головном офисе, чем микрофинансовой организации. Содержание такого штата сопряжено с ростом издержек, — говорит Лазовский. К тому же, считает Лазовский, необходимость в регулировании микрофинансовой отрасли со стороны ЦБ вовсе отсутствует, поскольку их деятельность не связана с массовым привлечением денег населения как, например, в случае с банками.
— МФО работают в основном за счет средств учредителей, — пояснил эксперт.
Президент НАУМИР Михаил Мамута подчеркивает, что создание микрофинансового департамента в Банке России, «к сожалению, не будет способствовать устранению черного рынка МФО».
― Это вопрос, лежащий в другой плоскости. Нужно на законодательном уровне запретить нерегулируемым компаниям заниматься финансовым посредничеством на постоянной основе. Надзор ― не метод решения данной проблемы, пока такие компании не попадают под финансовое регулирование, — считает он.
Источник: http://izvestia.ru