Уроки финансовой грамотности для детей

Чем интересна статья: автор рассказывает, какими могут быть уроки финансовой грамотности для детей разных возрастов, что необходимо учитывать при составлении плана урока, и делится материалами для проведения занятий

Слет кредитных кооперативов «Карельский Берег» – это традиционное летнее семейное мероприятие. Каждый год в активности слета вовлечены представители кредитных кооперативов, волонтеры КПК и даже дети. Причем такая вовлеченность касается не только развлекательной и спортивной частей, но и учебной части слета. В этом году на XIV Слете провели три урока по финансовой грамотности для детей разного возраста.

 

Уроки финансовой грамотности для детей

Первый урок был организован для самых маленьких участников – дошколят в возрасте от 5 до 7 лет. Такие непоседливые малыши на природе в прекрасную погоду на берегу озера, конечно, хотели играть в активные игры и купаться. Но и быть похожими на взрослых, которые собирались на деловые игры, они тоже стремились. Поэтому вовлечь их в работу можно было только выбором увлекательной темы и сменой видов деятельности по ходу самого занятия. Для моих малышей было разработано занятие: «Что такое деньги, зачем они появились и зачем нужны?». В ходе урока мы рассматривали старинные монеты, говорили, почему они появились, отличали старинные монеты от современных, выполняли различные задания. Например, считали монетки так, чтобы их хватило на празднование веселого дня рождения. В самом конце мы смотрели мультик «Развлечеба. Финансовая грамотность» и отвечали на вопросы викторины. Этот мультфильм можно найти в открытом доступе, но он очень длинный (более двух часов). А мы с малышами посмотрели первые 8 минут. И этого хватило, чтобы закрепить еще раз полученные на уроке знания и ответить на вопросы. А в конце все участники получили сладкие призы.

Уроки финансовой грамотности для детей

Второе занятие было организовано для младших школьников 9 – 11 лет «Как проверить, настоящие ли деньги? Занятие-эксперимент». Эти ребята занимались с большим энтузиазмом и по времени даже больше, чем планировали. Мы изучали, что изображено на российских бумажных деньгах, признаки подлинности банкнот, тестировали приложение «Банкноты Банка России», знакомились с самыми крупными номиналами бумажных купюр разных стран. Ребята подержали в руках различные купюры, рассмотрели их под лупой и определили их подлинность. Самой подозрительной ребятам показалась юбилейная пластиковая купюра 100 рублей образца 2018 года, выпущенная к Чемпионату Европы по футболу. Конечно, такую раньше они не видели! В конце урока работали в командах и решали задания на знание пословиц о деньгах. Ну и самое главное – мы старались говорить не только о деньгах, но и том, что в жизни каждого человека есть ценности, которые не купить за деньги. Это любовь, дружба, взаимопонимание, здоровье и жизнь.

Третий урок был ориентирован на подростков 14 – 17 лет, но на него пришло много взрослых. Мы говорили о мошенниках, вспоминали разные истории, связанные с ними, и обсуждали, как нужно себя вести в таких ситуациях, как можно обезопасить своих близких. Это тема оказалась востребованной. И хотя сейчас очень много информации о том, что нельзя поддаваться на уговоры незнакомых людей, если они сами на вас выходят, заводят разговор о деньгах и торопят с принятием решения, несмотря на это мы встречаем все новые и новые сообщения о том, как пострадали люди от таких преступников. И хотя нам может показаться, что уже никто не попадается в эти сети, если бы это было так, то мошенники бы занялись каким-то другим делом. Но они продолжают совершенствовать свои сценарии и схемы. В конце посмотрели любительское шуточное видео «Смотри, что подписываешь», которое несколько лет назад было представлено на конкурс видеороликов по финансовой грамотности.

В ходе уроков даже во время теоретической части я стараюсь вести с детьми активный диалог, задавая вопросы перед началом моего рассказа. У ребят всегда есть масса идей. Таким образом, они активно вовлекаются в тему и с большим удовольствием начинают работу.

При составлении плана урока я сначала определяюсь с темой, а потом нанизываю на ствол занятия мини-темы, вопросы, видео. При этом стараюсь, чтобы маленькие теоретические части чередовались с заданиями, которые участники могли бы выполнить самостоятельно и в составе мини-групп. Не забываю, что дети могут быть и визуалы, и аудиалы, и кинестетики. Поэтому я обязательно задействую экран, на котором показываю или презентацию, или видео, стараюсь организовать задания, которые нужно выполнить «руками» (что-то разложить, потрогать, достать из секретного мешочка и т.д.). А для малышей еще нужно предусмотреть двигательные паузы для смены рода деятельности.

Уроки финансовой грамотности для детей

Все ребята на уроке заполняют свою индивидуальную тетрадь с заданиями, могут забрать ее домой, показать родителям и обсудить то, что было на занятии. Сейчас во многих библиотеках страны проводятся различные мероприятия по финансовой грамотности. В библиотеке, которая находится рядом с моим домом в Санкт-Петербурге, есть постоянная экспозиция, посвященная финансовому просвещению. Я брала несколько книг, которые использовала на занятии. Здесь же можно взять качественные буклеты Банка России по разным темам, ориентированным и детям, и родителям. Наши маленькие турслетчики тоже получили такие буклеты.

В конце могу дать конкретные рекомендации для ведения занятий с детьми:

  • Посмотрите на сайте Карельского Берега описание уроков, которые мы проводили в этом году на слете. Их можно использовать совершенно бесплатно.
  • Сходите в свою ближайшую библиотеку и узнайте, есть ли там материалы по финансовой грамотности. С любыми вопросами по проведению занятий по финансовой грамотности можно обращаться к Екатерине Корсунской по электронной почте: kvkspb@gmail.com
  • Приезжайте на Слет кредитных кооперативов «Карельский Берег 2024». Мы будем проводить новые интересные занятия по финансовой грамотности для детей и взрослых.

А вы можете продолжить русскую пословицу «Считай деньги …».?

Материалы для проведения занятий

Мультфильм «Развлечеба. Финансовая грамотность»: