Игорь Багинский

Председатель Союза СКК Игорь Багинский о регуляторе и системе саморегулирования на рынке сельхозкооперации

С 1 сентября 2013 года функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору за финансовым рынком будет выполнять Банк России. В сфере его ответственности среди некредитных финансовых организаций, помимо МФО и КПК, оказались и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

Председатель Союза сельских кредитных кооперативов Игорь Багинский рассказал нашему журналу, почему важно вступление сельхозкооперативов в общее правовое поле.

«Необходимость наличия государственного регулирования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов была установлена Законом № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Несмотря на попытки объединений кооперативов, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, ответственный за эту сферу деятельности, до текущего года назначен не был.

В то же время на необходимость решения этого вопроса неоднократно обращали внимание различные министерства и ведомства, в первую очередь Министерство финансов и ФСФР России, говоря о достаточной разрозненности и непрозрачности деятельности сельхозкооперации.

Кроме того, косвенно о необходимости регулирования говорили банки, включая основного кредитора сельской кредитной кооперации – Россельхозбанк. Не раз на встречах с кредитными организациями кооперативы слышали претензии об отсутствии в системе СКК единых стандартов и правил, типовых документов, а также надзорного органа, регулирующего деятельность кредитных кооперативов как финансовых организаций.

Первым сигналом о том, что опасения государственных органов в отношении сферы деятельности СКПК перейдут в конкретные действия, стало уточнение к порядку работы с материнским капиталом, когда из-за отсутствия регулятора сельхозкредитные кооперативы не были включены в перечень организаций участников программы.

Другие участники рынка микрофинансирования умело используют в работе с потенциальными вкладчиками, в том числе работающими с сельскохозяйственными кредитными кооперативами, факт отсутствия государственного надзора в системе СКК.

Кроме того, невозможно быть полноценным участником финансового рынка и работать вне зоны регулирования. Главным отличием сельхозкооперации от других участников финансового рынка является её связь с сельскохозяйственной отраслью. В остальном здесь также привлекаются денежные средства граждан и финансовых институтов, размещаются займы.

В условиях отсутствия регулятора для рынка сельхозкооперации стали появляться дополнительные негативные последствия. Участились факты перерегистрации кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций в сельхозкооперативы. Так эти участники рынка уходили из сферы регулирования ФСФР России в зону неподконтрольную никому. Очевидно, что «в тень» не редко переходили не идеальные организации, тем самым давая не лучшую рекламу нашей системе.

Всё это мы не раз обсуждали в нашей среде, взвешивали аргументы «за» и «против», и в результате было принято осознанное решение вступить в общее правовое поле.

Сейчас Союз настроен на активную работу по формированию промежуточного звена между рынком и регулятором. Речь идёт о создании системы саморегулирования, которая должна обеспечить комфортную работу и регулятора, и самого рынка.

Что это нам принесёт? Безусловно, будет проделана серьёзная внутренняя работа по разработке и утверждению единых стандартов, процедур, правил, документов. Но саморегулирование – это ещё и взаимодействие с органами власти, финансовыми институтами, международными организациями. Более того, в перспективе саморегулирование должно выполнять ряд функций, которые сейчас относятся к государственным. Зарубежная практика показывает, что государство постепенно передаёт часть своих полномочий, в том числе в целях сокращения расходов и влияния на экономику, саморегулируемым организациям. Они в большей степени ориентированы на поддержание и развитие деятельности своих членов. Мы считаем, что вот эти функции в соответствии с уставом и сложившейся практикой могла бы выполнять саморегулируемая организация сельских кредитных кооперативов. При создании системы саморегулирования мы, конечно же, не должны потерять положительные наработки, правила и подходы ревизионных союзов и их саморегулируемых организаций.

Было бы хорошо создать систему саморегулирования на рынке сельхозкооперации, в которой за продвижение бизнеса и взаимодействие с властью будет отвечать Союз, а за контроль и надзор – СРО ревизионных союзов. Посмотрим, насколько это получится. Такое построение, я думаю, мог бы поддержать Минсельхоз России. Мы вместе попытаемся отстоять эту позицию перед мегарегулятором».