Саморегулирование

Отзывы на законопроект «О саморегулировании в сфере финансовых рынков»

Законопроект «О саморегулировании в сфере финансовых рынков» был принят депутатами Госдумы в первом чтении 20 января 2015 г. Он содержит важные изменения, корректирующие действующие механизмы саморегулирования на финансовом рынке. Представить поправки к законопроекту необходимо в течение 30 дней.

В Правительстве РФ считают, что законопроект позволит повысить конкурентоспособность российского финансового рынка, сформировать целостную регулятивную систему, отвечающую интересам профессиональных участников различных секторов финансового рынка и обеспечивающую надлежащий уровень контроля над их деятельностью, а также усилить защиту прав потребителей финансовых услуг. И одновременно предлагают  доработать его ко второму чтению по следующим направлениям:

  • ввести ассоциированное членство в саморегулируемой организации;
  • установить полномочия Банка России по снижению предельного размера вступительного взноса члена саморегулируемой организации;
  • установить полномочия Банка России по урегулированию разногласий между саморегулируемыми организациями и согласованию их единого базового стандарта;
  • распространить части 3 статьи 32 законопроекта на объединения субъектов страхового дела, саморегулируемые организации микрофинансовых организаций, негосударственные пенсионные фонды, жилищные накопительные кооперативы и кредитные кооперативы.

Полный текст отзыва опубликован на http://government.ru/activities/16578/

По данным Агентства страховых новостей, в экспертном заключении совета Российского союза промышленников и предпринимателей по развитию саморегулирования говорится, что сама идея введения общих принципов регулирования для всех участников финансового рынка «не вызывает отторжения». Однако принятие законопроекта в его нынешнем виде может вызывать целый ряд концептуальных проблем: в проекте нет достаточного отражения специфики иных отраслей как давно сложившихся, так и достаточно новых, например, по микрофинансированию; не учтены особенности уже действующих СРО; проект не устанавливает четких границ полномочий регулятора и СРО. Также критике подверглась норма закона, согласно которой в СРО должны входить не менее трети членов рынка. Более подробно об этом — http://www.asn-news.ru/news/50329#ixzz3Qr1bqfN7.

Ранее в заключении правового управления Комитета Госдумы по финансовому рынку отмечалось, что согласно ч. 5 ст. 32 проекта «деятельность саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов регулируется Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», за исключением положений, указанных в настоящей статье». При этом в данной статье указано, что на деятельность саморегулируемых организаций КПК распространяются требования предлагаемого федерального закона в части осуществления саморегулируемыми организациями прав и обязанностей. В управлении полагают, что из указанной формулировки сложно определить, в какой части положения проекта распространяются на саморегулируемые организации КПК. И обращают внимание на различие многих положений о порядке деятельности  саморегулируемых организаций, предусмотренных проектом и указанным Федеральным законом, например, о праве саморегулируемой организации осуществлять контроль за соблюдением ее членами требований законодательства РФ в сфере кредитной кооперации и нормативных актов Банка России, о порядке осуществления плановых и внеплановых проверок.

Лига кредитных союзов направила в Банк России свои замечания по законопроекту. Она тоже считает, что некорректно сформулирована ч. 5 ст. 32 и обращает внимание на отсутствие в законопроекте механизма получения соответствующего статуса для уже действующих СРО и «побудительных» мотивов для КПК, которым придется выбирать, вокруг какого СРО объединяться. По ее мнению, нормы законопроекта по наделению статусом СРО только тех организаций, которые объединяют в своём составе не менее 34%, может привести к тому, что в каждом сегменте финансового рынка (либо нескольких сегментах) останется только одна СРО – монополия.

Лига поднимает вопрос возможности совмещения в рамках одной СРО коммерческих и некоммерческих финансовых организаций, работающих с одними и теми же продуктами (займы и сбережения). По ее мнению, это недопустимо, так как посредством регуляторного воздействия возможно создать условия, когда деятельность одного из секторов будет притесняться в угоду развития другого финансового сектора.
Кроме того, порядок установления, согласования, присоединения, изменения базовых стандартов и порядок наделения полномочиями СРО (по принципу как решит Банк России) противоречат основным принципам саморегулирования.

Текст законопроекта, принятого в первом чтении.