Анна Байтенова

О законности прокурорских проверок

В связи с участившимися случаями проверок КПК и СКПК органами прокуратуры, советник по правовым вопросам РМЦ Анна Байтенова советует участникам сектора обратить внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П.

В Постановлении подчеркивается, что в соответствии с действующим законодательством допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке. Однако поводы для таких проверок должны быть связаны с конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности некоммерческой организации (НКО) и ее должностных лиц признаков нарушений законов, и только при условии, что факт нарушения не может быть выявлен с помощью взаимодействия органов прокуратуры с государственным органом, осуществляющим надзор за деятельностью НКО.

О начале проведения прокурорской проверки и о расширении в связи с выявленными признаками иных нарушений законов оснований ее проведения — в силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ — должно выноситься самостоятельное мотивированное решение, подлежащее доведению до сведения проверяемой некоммерческой организации, по крайней мере, в момент начала проверки.

Если прокурорская проверка начата, то участие в ее проведении представителей других государственных органов допускается лишь в целях осуществления вспомогательных (экспертно-аналитических) функций и не предполагает самостоятельного осуществления ими проверочных действий в интересах соответствующих государственных органов,

Требования прокурора о представлении необходимых документов должны распространяться лишь на те документы и материалы, ознакомление с которыми необходимо для подтверждения или опровержения имеющихся у органов прокуратуры и послуживших основанием для проведения проверки сведений, указывающих на наличие в деятельности данной НКО признаков нарушений законов. Запрос должностных лиц органов прокуратуры о представлении необходимых сведений и документов может быть оспорен по правилам главы 25 ГПК РФ

Своим Постановлением Конституционный Суд РФ признал противоречащими Конституции РФ те положения п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», которые не устанавливают общие (предельные) сроки проведения прокурорской проверки, а также сроки для исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки. Конституционный суд определил, что до внесения соответствующих поправок в законодательство разумность этих сроков будет подтверждаться либо опровергаться при рассмотрении соответствующих споров судами. При этом бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре, а проверяющие должны ориентироваться на соответствующие положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».