Дмитрий Щеголихин

01 июля 2016 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ). В частности, Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ внес изменения в положения статьи 6, определяющей перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Изменения носят технический характер и по существу не меняют перечень операций, подлежащих обязательному контролю: всего лишь по-новому изложено название упоминаемого Федерального закона от 21.07.2014 N 213-ФЗ. Теперь закон именуется «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вместе с тем, в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ кредитным потребительским кооперативам, необходимо выполнить ряд обязанностей, установленных нормативными актами Банка России.


1)  ИЗМЕНЕНИЯ ПВК В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ

Нужно изменить перечень операций, подлежащих обязательному контролю, который, как правило, предусмотрен в Программе выявления операций Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (далее – ПВК) либо в приложении к ПВК.

Некоторые эксперты отмечают, что поскольку подавляющее число КПК в своей деятельности никак не взаимодействуют со стратегическими предприятиями, упомянутыми в статье 1 Федерального закона 21.07.2014 N 213-ФЗ, следовательно, нет необходимости указывать в ПВК на осуществление обязательного контроля в отношении соответствующих сделок.

Напомним, что Федеральный закон N 115-ФЗ не содержит изъятий относительно обязанности субъектов ПОД/ФТ выявлять и направлять в Росфинмониторинг сведения только по определенным «профильным» операциям, подлежащим обязательному контролю.

Об этом в очередной раз напомнил Росфинмониторинг в Информационном сообщении от 17.05.2016 «О типовых ошибках при разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями и индивидуальными предпринимателями, поднадзорными Федеральной службе по финансовому мониторингу».

Иначе говоря, независимо от того, какой вид деятельности осуществляет субъект Федерального закона N 115-ФЗ, мониторингу подлежат все без исключения операции, указанные в статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

Срок для внесения изменений в ПВК

Для некредитных финансовых организаций Банк России установил соответствующие сроки в пункте 1.10 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П):

«ПВК по ПОД/ФТ должны быть приведены некредитной финансовой организацией в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон, если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом».

Однако, учитывая резко возросшее в последние месяцы количество проверок надзорных органов в сфере ПОД/ФТ, настоятельно рекомендуем внести изменения в ПВК в максимально короткие сроки.

Данная рекомендация основывается на проведенном нами анализе материалов судебной практики. Так, в частности, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в своем апелляционном определении от декабря 2015 г. указал следующее:

Между тем судом установлено и по существу обществом не оспаривается, что на момент проверки обществом используются в работе правила внутреннего контроля в редакции от 01.01.2015, не учитывающие изменения, внесенные Федеральным законом от 08.06.2015 №140-ФЗ. Таким образом, общество использует правила внутреннего контроля, не соответствующие действующему законодательству.

Общество не согласилось с указанным нарушением. По мнению общества, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 общество самостоятельно определяет срок внесения изменений во внутренние правила, если такой срок не указан в нормативно-правовом акте, которым внесены соответствующие изменения. Согласно программе организации внутреннего контроля общества такие изменения вносятся в течение 30 дней с момента вступления в законную силу нормативно-правового акта. Таким образом, обязанность по приведению в соответствие правил внутреннего контроля могла быть исполнена в срок до 09.07.2015. Однако документы, по итогам изучения которых выявлено вмененное нарушение, представлены на проверку до истечения указанного срока – 25.06.2015.

Указанный довод общества не принимается судом апелляционной инстанции. В соответствующем нормативно-правовом акте, на который ссылается заявитель, отсутствует положение, предусматривающее право организации самостоятельно определять срок приведения правил внутреннего контроля в соответствие с действующим законодательством. Изменения в Закон № 115-ФЗ внесены Федеральным законом от 08.06.2015 №140-ФЗ, вступившим в законную силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 08.06.2015). На момент проверки указанные изменения действовали, однако обществом в правилах внутреннего контроля не учтены.

Способ внесения изменений в ПВК

Учитывая незначительный объем изменений, подлежащих внесению в ПВК в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ, можно утвердить их приказом руководителя (или индивидуального предпринимателя) в виде отдельного листа с изменениями в ПВК.

Вместе с тем, принимая во внимание опубликованные в мае-июне 2016 г. многочисленные информационные письма и информационные сообщения надзорных органов в сфере ПОД/ФТ, представляется целесообразным внести в текст ПВК соответствующие корректировки, пояснения и комментарии, для чего утвердить ПВК в новой редакции.


2) ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ОБУЧЕНИЯ

В соответствии с положениями пункта 3.4 Указания Банка России от 05.12.2014 N 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях»:

«Целевой (внеплановый) инструктаж сотрудников некредитной финансовой организации, указанных в настоящем Указании, проводится ответственным сотрудником в следующих случаях:

при изменении действующих и вступлении в силу новых законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, в части вопросов, относящихся к соответствующим сферам деятельности некредитных финансовых организаций, не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих актов;

при утверждении некредитной финансовой организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления, не позднее десяти рабочих дней с даты утверждения или изменения указанных документов…»

Действующее законодательство не требует издания какого-либо распорядительного акта (приказа или распоряжения) для проведения внутреннего обучения в сфере ПОД/ФТ. Таким образом, достаточно оформить документ подтверждающий факт проведения обучения, содержащий указание на дату проведения соответствующего инструктажа, его тематику, а также подпись сотрудника, прошедшего обучение.

Подводим итоги

Принимая во внимание вышеизложенное обоснование необходимости внесения изменений в ПВК всех без исключения субъектов Федерального закона N 115-ФЗ, настоятельно рекомендуем в срок до 06 июля 2016 г. внести изменения в ПВК (утвердив соответствующие изменения либо новую редакцию ПВК), а также провести внутреннее обучение (целевой (внеплановый) инструктаж для НФО и дополнительный инструктаж для иных субъектов Федерального закона N 115-ФЗ).

Примерное содержание приказа об утверждении изменений в ПВК

Дмитрий Щеголихинконсультант по вопросам финансового мониторинга и ПОД/ФТ, разработчик авторской программы обучения в сфере ПОД/ФТ, ведущий лектор направления финансового мониторинга и ПОД/ФТ Школы развития бизнеса «GRANDSCHOOL», руководитель Юридического центра «Догма» (г. Пенза)Юридический центр «Догма»