Мы будем экономить, чтобы инвестировать: итоги Интеллектуального ринга осеннего MRF 2020
В рамках осеннего MRF 2020, организованного СРО «МиР» в партнерстве с НАУМИР, состоялся ставший традиционным Интеллектуальный ринг, рефери которого выступил Эльман Мехтиев, председатель Совета СРО «МиР».
Ринг проведен на тему «Затягиваем пояса еще глубже или период тотальной экономии позади?».
- Тратить или экономить?
- Что будет с расходной частью МФО в конце 2020-2021г.г?
- Какие расходы вернутся в первую очередь?
- Какая статья расходов в кризисный период выросла больше всего?
- Готовы ли МФО экономить на маркетинге?
- Экономия каких статей расходов принесла результат за последние полгода?
- Не переоценена ли в целом экономия в период кризиса и победителем выйдет тот, кто не сберегает «на совсем черный день», а инвестирует в новые возможности?
Обо всем этом и многом другом участники рынка подискутировали в традиционной битве мнений.
Участники дискуссии были разделены на две команды – «Экономим» и «Тратим».
Команду «Экономим» представили:
- Александр Герасев, генеральный директор Ekapusta
- Марк Залан, исполнительный директор CarMoney
- Роман Макаров, генеральный директор МФК «Займер»
В команду «Тратим» вошли:
- Татьяна Кормакова, финансовый директор ГК TWINO
- Леонид Корнилов, управляющий партнер ГК «Финбридж»
- Илья Соловий, финансовый директор ООО МФК «ВЭББАНКИР» (Tec1Group)
К обсуждению на ринге рефери были предложены следующие вопросы:
Нужна ли экономия средств в 2020 году, почему именно сейчас и каков прогноз на 2021 год?
Участники команды «Экономим» отметили, что вне зависимости от того, кризисные времена или нет, необходимо просчитывать каждый инвестиционный проект с точки зрения расходов и доходов. Экономия – это разумное отношение к расходам. В кризисный период, когда меняется модель потребления, экономия средств становится очень актуальной темой. Без экономии в период кризиса невозможно делать успешный бизнес.
Почему хватит экономить и почему тратить надо именно сейчас?
Кризис заставляет не только более жестко вести бизнес, но и дает возможность завоевать новые стратегические преимущества и очень важно не упустить это из виду. В ситуации кризиса большинство менеджеров чаще задумываются над тем, чтобы элементарно «выжить», и в трудные времена это видится единственно верной стратегией, от чего и возникает экономия средств. Однако, с другой стороны, в период полной неопределенности, когда практически ежедневно меняется финансовая среда, именно это дает шанс сделать серьезный стратегический рывок. Кризис – это не столько шок, неопределенность и новые угрозы, это, в первую очередь, уникальные условия для смелых, радикальных, масштабных преобразований. В такой период важно не упустить возможности для роста. Когда мы говорим, что хватит экономить и надо тратить, мы, конечно, не имеем в виду бездумную, паническую трату ресурсов, необходимо сохранять спокойствие, регулярно отслеживать изменения в законодательстве, в финансовой, политической сфере, поведении клиентов и партнеров, и искать источники для роста. В период кризиса надо искать дополнительные продукты, следить за поведением конкурентов, развивать IT-технологии, маркетинговую политику, укреплять команду сотрудников – делились своим мнением участники команды «Тратим».
Если сейчас тратить, то на что?
Участники команды «Тратим» сошлись во мнении, что в текущей ситуации тратить надо на развитие IT-технологий, улучшение качества продукта, HR-функцию и минимизацию рисков.
Если экономим, то на чем?
В период изменения модели поведения клиентов, их отношения к своим тратам, необходимо сфокусироваться на тех сегментах клиентов, которые именно в кризис будут наименее рискованными. Кроме того, необходимо сделать работу с контрагентами максимально эффективной, улучшить отношения с ними с точки зрения цена/качество. К таким выводам в ходе дискуссии пришли участники команды «Экономим».
Если экономия не помогла, то как жить дальше?
Скорректировать бизнес-модель, поменять сегмент рынка, создать новый спрос, улучшить качество внутренних процедур компании, иными словами реструктуризировать бизнес – такие решения предлагали участники команды «Экономим».
Если инвестиции не помогли, то что делать дальше?
Планируя инвестиции в какой-то процесс, людей, персонал, команда, принимающая это решение, должна определить для себя максимальный подъемный уровень риска – сколько можно потратить. При этом важно понимать наличие нескольких планов – вариантов развития событий: план «А» – деньги можно полностью потерять, план «В» – «выйти в ноль», план «С» – вложенные инвестиции реализуются, и в этом случае выбранная стратегия является удачной. Поэтому очень важно тщательно взвешивать все риски. Кроме того, необходимо делать мини-пилотные проекты и, в случае положительного результата, масштабировать их в дальнейшем. В кардинальном плане, если инвестиции не реализовались, и проект не состоялся, то надо пробовать что-то новое в бизнесе и двигаться дальше. Об этом говорили участники команды «Тратим».
«Любой проект надо начинать разумно, и он должен иметь какие-то лимиты. Если мы хотим экономить, то мы экономим ради определенной цели. Если мы хотим инвестировать, то мы инвестируем ради определенной цели. Меняется только план. Важным является то, какую задачу мы сейчас решаем, и исходя из этого строить свои успехи. Если мы планируем инвестиции, то хорошо, если они окупятся, и план сработает. При этом экономия должна быть. Мы будем экономить, чтобы инвестировать», – такие выводы озвучил Эльман Мехтиев, подводя итоги дискуссии.